Квят опять без работы: «Ламборгини» не потянула Ле-Ман, японцы говорят странное Евгений Кустов 6 декабря 2024, 13:00 МСК Аудио-версия: Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Поделиться Комментарии Пока Даниилу остаётся лишь гонять против болида, управляемого искусственным интеллектом.
Когда казалось, что Даниил Квят на долгие годы определился со своими карьерными планами после ухода из Формулы-1, вдруг выяснилось, что нам только показалось. Заводская команда «Ламборгини», за которую выступал Квят, покидает чемпионат мира по гонкам на выносливость WEC спустя всего сезон после дебюта, а значит, будущее Даниила вновь покрыто туманом. Как так вышло и что будет дальше?
Что за проект «Ламборгини»
В этом десятилетии организаторам удалось успешно перезапустить топовый класс гонок на выносливость, где до этого в отсутствие конкурентов грустно доминировала «Тойота». Был представлен новый регламент для гиперкаров, при этом промоутер WEC компания ACO договорилась с американской серией спорткаров IMSA о единых правилах, благодаря которым гиперкары и американские прототипы категории LMDh были допущены в гонки друг друга.
Американские правила жёстче европейских: по ним ты должен строить шасси не сам, а использовать одно из доступных шасси. Также здесь стандартная коробка передач и гибридная часть двигателя. Да, меньше получается отстроиться от конкурентов, зато такой вариант дешевле, и так называемый баланс производительности позволяет бороться с «пафосными» «Феррари», «Тойотой» и другими компаниями, которые предпочли регламент гиперкаров. При условии, конечно, что ты построишь хороший автомобиль. Получалась выгодная для автопроизводителей история: построй машину и выступай, где душе угодно, не забывая, конечно, о бриллианте под названием «24 часа Ле-Мана».
Обновлёнными правилами заинтересовалось множество производителей, и в их число вошла «Ламборгини». В мае 2022 года компания официально объявила, что построит прототип SC63 по регламенту LMDh. С самого начала итальянцы планировали выставить одну машину в WEC и одну — в IMSA, при этом добавляя второй экипаж на «24 часа Ле-Мана». В роли партнёра для выступлений «Ламборгини» выбрала успешную команду Iron Lynx.
Материалы по теме Квят снова вошёл в элиту гонок: поедет в топ-категории с ещё одним экс-пилотом Формулы-1
В апреле 2023 года контракт с «Ламборгини» подписал Даниил Квят — он вместе с Эдоардо Мортарой и Мирко Бортолотти сформировал экипаж для выступлений в WEC. Подготовка машины прошла более-менее по плану, и итальянцы провели полноценный сезон-2024. Мегауспешным его не назовёшь: за восемь этапов чемпионата мира «Ламборгини» лишь раз попала в десятку. Правда, этим лучшим этапом оказался как раз Ле-Ман. Кроме того, можно отметить этап в Фудзи, на котором экипаж впервые в истории пробился в гиперпоул, где показал девятый результат.
«Потрясающая гонка для нас, — говорил Квят после Ле-Мана. — Мы рады результату, это награда за упорный труд. Но предстоит большая работа, потому что однажды я хотел бы одержать победу, и наши следующие шаги будут иметь решающее значение. Тот факт, что нам удалось добиться такого результата с новой машиной, показывает, насколько мы сильны. Когда сделаем то, на что способны, мы будем бороться за победу».
Как прошёл Ле-Ман 2024 года: «24 часа Ле-Мана»: Шварцман «сгорел», борясь за победу, но один россиянин на подиуме
А вот как высказывался Даниил в интервью Motorsport уже в конце сезона: «У нас была очень короткая тестовая программа перед началом чемпионата. Во многих областях пришлось омологировать сырые узлы, не вполне оптимизированные под скорость. И всё же мы провели чистый Ле-Ман и впервые попали в гиперпоул в Фудзи. Это значит, что мы способны на это, можем побороться за победу, если прибавим».
Казалось бы, есть прогресс, надо решить технические проблемы и прибавить в скорости — и более высокие результаты придут. Но в ноябре стало известно, что «Ламборгини» покинет WEC как минимум на 2025 год и сосредоточится на выступлениях в Америке в IMSA.
Материалы по теме Первому Гран-при России — 10 лет. Смотрим фото, вспоминаем, умиляемся
Что же пошло не так?
Главная причина ухода из WEC – поправки в правилах чемпионата мира. Ранее в категории гиперкаров допускалось выступление одной машиной, а теперь «Ламборгини» будет обязана выставить два экипажа. То есть надо было или закрывать программу в IMSA, или резко увеличивать бюджет (это пришлось бы сделать даже при отказе от выступлений в США).
По неофициальным подсчётам, при выступлении двумя машинами в WEC «Ламборгини» потребовался бы бюджет в районе € 50 млн — и это, как вы понимаете, без каких-либо гарантий успеха, в условиях жёсткой конкуренции с более богатыми автомобильными компаниями. Так что решение оказалось немного предсказуемо.
К тому же будем объективны: пусть SC63 и не провальный проект, но его перспективы стать победной машиной в любом случае оставались туманными. По ходу сезона-2024 итальянцам не удалось добиться того прогресса, на который они рассчитывали.
Lamborghini SC63 в Ле-Мане
Фото: Ker Robertson/Getty Images
«Со старта проекта SC63 мы боролись против намного более структурированных и лучше подготовленных автопроизводителей, — честно говорит Мирко Бортолотти. — У них различные ноу-хау, выше бюджет. Я не ищу оправданий, но нужно оценивать все параметры. У нас были позитивные моменты, я ожидал некоторых шагов по ходу сезона, которые удались нашим конкурентам. Например, «Альпин» и «БМВ» добились прогресса по ходу чемпионата. В отличие от других серий, если у тебя нет базово конкурентоспособной техники, то никакой баланс производительности тебя не спасёт».
«Ламборгини» не утверждает, что проект в WEC закрыт раз и навсегда. Машину все равно будут развивать в рамках выступлений в IMSA, где SC63 совсем неплохо выглядела на недавних зимних тестах. Но будем честны: шансов на возвращение в чемпионат мира немного. И не похоже, что «Ламборгини» планирует выставить второй экипаж в американском чемпионате.
Материалы по теме От Квята до Ферстаппена. 10 самых молодых пилотов Формулы-1
Что теперь с Квятом?
Если «Ламборгини» выставит в IMSA один экипаж и сохранит там прежнее трио пилотов, то, грубо говоря, Квят, Мортара и Бортолотти окажутся ей «не нужны». Ну, Бортолотти выступает в DTM, где в 2024 году стал чемпионом, а Мортара совмещал WEC с Формулой-Е — выходит, совсем без выступлений остаётся только Квят. Мы не знаем условий его контракта с «Ламборгини» — ни сроков, не обязательств сторон. Возможно, итальянцы и предложат россиянину выступления где-то ещё, но вопрос, насколько будет интересно Даниилу понижение в классе.
В такой ситуации вновь многое будет зависеть от менеджера Квята Николя Тодта. Вакансии в том же WEC есть, однако уже декабрь, так что с каждым днём их будет становиться всё меньше. Впрочем, все эти размышления ценны лишь в том случае, если сам Даниил намерен выступать дальше именно в гонках на выносливость, а не где-то ещё.
Материалы по теме Почему Квят не хотел выступать в Ф-1 и как он завалил экзамен на права? Большое интервью
Прежде Квят уже пробовал свои силы в серии NASCAR, плюс россиянину было интересно выступить в японской Супер Формуле. Но вот с японцами возникла проблема. Некоторое время назад руководитель TGM Grand Prix Кацухиро Ихеда в интервью Motorsport заявил, что он хотел пригласить Квята, однако из-за неких санкционных обстоятельств не имел права платить ему зарплату, а выступать бесплатно или каким-то образом привлечь спонсорские ресурсы Даниил не захотел.
Квят отреагировал на это заявление опровержением, которое привёл тот же Motorsport: «Ничто не мешает мне работать в Японии при условии, что будет составлен надлежащий трудовой договор. Я не смог дебютировать в Супер Формуле из-за провалившихся переговоров между спонсором и командой, с которой вёл переговоры. Что касается лично меня, я по-прежнему хочу участвовать в гонках Супер Формулы и открыт для дальнейших переговоров и обсуждений».
Даниил Квят на последнем в карьере этапе Ф-1 в Абу-Даби
Фото: Peter Fox/Getty Images
Во время недавнего визита в Японию Даниил вновь подтвердил, что ему было бы интересно выступить в Супер Формуле или в японской туринговой серии Super GT (там гонял, к примеру, Хейкки Ковалайнен). Но вот в свежих списках на зимние тесты Супер Формулы Квята нет.
Так что на данный момент картина так себе: Квят остаётся заводским пилотом «Ламборгини», однако без выступлений в какой-либо серии, никаких свежих вестей про NASCAR или японские чемпионаты нет. Ни к чему не привели и прежние тесты в Формуле-Е. Единственная более-менее постоянная занятость Даниила — участие в Гоночной лиге беспилотных автомобилей Абу-Даби: россиянин время от времени проводит показательные заезды против болида, управляемого искусственным интеллектом. Это, конечно, любопытно, но всё-таки больше тянет на хобби. Так что ждём новостей о карьере единственного из четырёх российских пилотов Ф-1, который сейчас продолжает карьеру за рубежом.
Материалы по теме Видео: во время показательной гонки с Квятом болид под управлением ИИ попал в аварию 7 3 6 9 1 1 Всего голосов — Авто Формула-1 Даниил Квят WEC
Поделиться ТегиЗаглавное фото: Ker Robertson/Getty Images
Источник: «Чемпионат»
Сообщить об ошибке Комментарии